Даб
Даб – обработка музыкальной фонограммы с усилением ритмической басовой линии, поочередным приглушением отдельных инструментальных партий, добавлением реверберации, вибрации звука и других специальных эффектов, усиливающих психоаккустический эффект музыки. В результате звук приобретает сюрреалистический галлюцинаторный оттенок, напоминающий искажение восприятия при интоксикации каннабиноидами.
Название «даб» происходит от dub-plates («усеченные пластинки») – инструментальных версий популярных рэггей-песен, обычно размещавшихся на обратной стороне синглов. Ямайские ди-джеи обрабатывали их «вживую» при проведении дискотек, манипулируя микшерным пультом, «примочками» и микрофоном. Первые аудиозаписи в стиле даб были созданы в 1972 г. известным ямайским звукооператором King Tubby; в 1973 г. Lee Scratch Perry выпустил первый дабовый альбом Blackboard Jungle Dub.
Идеология даба тесно связана с растафарианством, многие его исполнители («Dub Syndicate», Mad Professor, Augustus Pablo, Bill Laswell) либо исповедуют эту религию, либо относятся к ней с большой симпатией. Крупнейшим популяризатором даба стала знаменитая растаманская группа Black Uhuru, использовавшая элементы этого стиля в аранжировках своих песен. Бас-гитарист группы, Робби Шекспир, прославился своим умением «делать даб» вручную, без специальной электронной обработки.
C 1980-х гг. приемы даба активно используются в европейской электронной музыке. В начале 1990-х возник стиль Psy-Dub, в основе которого лежат индийские ритмы; его крупнейшими представителями являются группы Saafi Brothers, Shpongle, Simon Passford, Zodiac Youth. Отголоски даба можно обнаружить в таких стилях, как эсид-джаз, трип-хоп, эмбиент, арт-кор и т.д.
© Дм. Гайдук «Энциклопедия конопли»