Суфизм
Суфизм – мистическое течение в исламе, целью приверженцев которого является непосредственное познание Аллаха и слияние с ним. Ключевое понятие суфизма – «тарика» («путь»), особый жизненный уклад, позволяющий приблизиться к Аллаху. Это добровольная бедность, строгая аскеза, сосредоточенность на любви к Аллаху и постоянное применение психотехнических приёмов, которые ученик (мюрид) получает от своего духовного наставника (шейха). Суфий, вступивший на «путь», обычно называется персидским словом дервиш или арабским факир, что означает «нищий».
Суфийские психотехники хранятся в тайне и передаются от наставника к ученику. Известно, что многие суфийские ордена применяют продолжительные танцы с кружением на месте и выкрикиванием молитвенных формул, особые дыхательные и медитативные упражнения, ночные бдения, голодание, непрерывное повторение молитвенных формул. Есть сведения, что в суфийских ритуалах могут применяться психостимуляторы и психоделики (в частности, гашиш), однако о степени распространенности этого явления судить трудно.
Большинство суфийских текстов либо не содержит упоминаний о гашише, либо открыто порицает его употребление. Классик суфийской поэзии Джалаледдин Руми (1207–1273) с пренебрежением отзывается о тех, кто «оскверняет себя гашишем и опиумом, чтобы на мгновение вырваться из оков бытия»; по его мнению, суфий должен опьяняться только любовью к Аллаху. С другой стороны, ортодоксальные мусульманские авторы, пишущие о суфизме, часто изображают дервишей растленными личностями, которые нарушают все заповеди ислама и постоянно пребывают в алкогольно-гашишной интоксикации. Это мнение подкрепляется и рассказами многих европейских путешественников, лично наблюдавших ритуальное употребление гашиша в суфийской среде. Очевидно, столь противоположные мнения могут свидетельствовать лишь о неоднородности традиций суфизма в разных регионах и на разных этапах исторического развития.
Большинство суфийских учений возникло в средневековом Иране, где существовала древняя традиция употребления психотропной конопли. Мистические практики дервишей имеют очевидное сходство с практиками индусских садху, почитающих коноплю как священное растение. Распространение суфизма на Запад почти всегда совпадало с расширением посадок конопли и популяризацией ее употребления. Борьба с гашишем в Египте и Судане (XIV в.) имела явную антисуфийскую направленность. В современном мусульманском мире наиболее либеральное отношение к конопле бытует на тех территориях, где сохранилось влияние суфийских братств: в Йемене (братство Алавия), Марокко (Джилала), в Албании (Бекташия) на Северном Кавказе (Накшбандия и Кадирия).
Тем не менее, уставы и идеологические тексты многих суфийских братств содержат прямой запрет на употребление гашиша. Это, в частности, относится к братству Чиштия (также Низамия или Сабирия), преобладающему в Индии и Пакистане?, к палестинско-египетским ответвлениям братства Кадирия и к ливийскому братству Санусия. Многие суфийские шейхи не высказываются против конопли, но считают, что «шариат» (то есть, соблюдение всех мирских предписаний ислама, включая запрет на употребление опьяняющих веществ) есть необходимое условие для «тариката».
© Дм. Гайдук «Энциклопедия конопли»